ввв

...Мы бредем по этому полю и исчезаем в нем, по одному и группами, примятая нами трава расправляется, скрывая наши следы и «оставляя без последствий» наш долгий и почти бесцельный путь. Надо очень постараться, чтобы оставить в этом поле хоть какой-то след, чтобы другим было легче и удобнее идти и выбирать свою дорогу. Чтобы ничто не оставалось «без последствий», и самое хорошее, и самое плохое.

01.09.2017

Карельская сказка. Одиночный велопоход Сегежа – Беломорск. Август 2014 г. Часть 2

Предыдущая часть


Крышечка. Прощание. Край бескрайних лесов и озёр. Кирпичный заводик


   Уж не помню, сам я проснулся или Артём растолкал, но я таки проснулся. Девятый час утра, ласковое солнышко светит в большое светлое окно мансарды, неохота вставать, но надо. У хозяина дела, да и мне чего валяться, ещё отосплюсь. Но, блин, как жеж тяжко... Всё-таки, сидели до полночи, да и с поезда я уже уморённый был.
  Артём уже сварганил завтрак, подкрепляемся и начинаем собираться, я в неблизкий путь, а Артём на соседнее озеро мастерить мостки на берегу. Опять я вспомнил эту треклятую крышечку от фотика Толяна, тяжко вздохнул, что не будет снимков и с накатившего горя пошёл в туалет типа "сортир". И не зря! В углу дощатого строения смотрю – лежат крышечка и батарейки! Уж не знаю, чего я там ночью фотографировать хотел, но радости моей не было предела.
   Всё, по коням! Я на свой BMC, парни на свои, нагрузив их досочками и по приятной дорожке через лес, сопровождаемые пробивающимися через листву и хвою тёплыми лучами солнышка, выезжаем к Надвоицкой трассе, с которой и начнётся моя прогулка. Жаль расставаться с гостеприимными сегежанами, но что поделать. Короткое прощание, фото на память:


дружеские рукопожатия и я пошёл на взлёт:


Что ж, спасибо за всё, может ещё свидимся!


  Несколько километров пришлось ехать по асфальтовой дороге. Надо сказать, что ничуть она не напрягала, хотя я терпеть не могу асфальт – трасса великолепная, широкая обочина, машин мало, а по бокам красивый лес. И вот, увидев в навигаторе дорогу через лес, сразу туда и сворачиваю. Приходит знакомое приятное ощущение, ощущение мягкости гружёного подвеса по сравнению с хардом – это принципиально другая езда, езда с удовольствием.
     А вот и первые небольшие препятствия:


смотришь, вроде бы сбоку по травке должно быть сухо, но это обманчиво, там вода хлюпает. Местные дороги требуют регулярного ухода, может быть подсыпки грунта, прокапыванию отводящих воду канав и т.п. А чуть человек ослабил своё внимание – природа начинает прибирать своё обратно к рукам.


  К своему стыду, я совершенно забыл посетить известный Воицкий Падун на реке Нижний Выг – когда-то это был настоящий водопад, но после запуска Беломорско-Балтийского канала, частью которого стал Нижний Выг, падун усох...
Сейчас он выглядит примерно так (фото из интернета):


      Что ж, есть повод вернуться туда когда-нибудь вновь...

    Проезжая шлюз через Беломорканал, фотографировать не стал, не хотел привлекать к себе лишнее внимание в населёнке, хотя зрелище было вполне себе внушительным. Остановился я лишь в Надвоицах, у маленького магазинчика, перекусить хлебом с молоком и выпить кружечку ледяного пива, ведь дальше такая возможность у меня может и не представиться. И так мне стало хорошо на свежем воздухе, после утоления голода и жажды, что прям тут, у магазинчика я и придремал на часок-полтора на травке...
     Разбудили меня неутомимые труженики, полезные, мать их, муравьи. Целиком унести они меня не смогли, но начали по частям, что сну не способствовало. Но и к лучшему, иначе фиг знает, сколько бы я ещё проспал. А вот и местный собакен, кормящая мамка, с надеждой глядя на странного незнакомого бродягу, получила свою порцию молока и кусок булки с колбасой:


Нехай ест, с меня не убудет, а ей лишние калории не помешают.

   Но вот заканчивается обжитая местность и я еду по шикарному широченному грейдеру, в обрамлении зелёного леса! Погода прекрасная, хотя жарковато пожалуй, еле заметный ветерок. Наконец-то в полной мере вдыхаю  воздух настоящей свободы:


Завидев справа через узкую полоску леса воду Выгозера и удачно выскочившую тропинку с радостью ломлюсь по ней к берегу:


да, это самое начало огромного по площади озера, если так можно сказать, залив, но всё равно меня, до этого таких великих озёр не видавшего, зрелище поражает:




Конечно я видел и Чёрное море и водохранилища, но именно сейчас я увидел пейзажи, которые рисовало воображение много лет. Бурчащая в камнях чистейшая вода цвета "женатого" чая, разлапистые ели и сосны, спускающиеся к самой кромке воды. А чего стоит вид многочисленных островков, они словно кусочки леса, отсечены и пущены в свободное плавание по необъятной водной глади...
   Само собой, тут же я и искупался. Ещё перекус, любование напоследок великолепным видом и снова на грейдер. С каждым километром дороги всё более ощущается удаление от жилья. Дорога накатана, но машин уже нет, последний раз встретил УАЗик на выезде из села Дуброво, в котором кстати, даже магазина нет. Продукты и другие товары первой необходимости, со слов бабульки с которой я немного разговорился, пару раз в неделю возит мелкий предприниматель с Надвоиц. Но что интересно, местные сёла, те, что выжили после развала СССР, брошенными и унылыми не выглядят. Видно, что остались лишь самые стойкие, непритязательные и работящие. Дома добротные, ухоженные, у большинства дворов автомобили. Кто хочет жить и кому для счастья не нужны макдональдсы – найдут место в жизни везде, вопреки всему. 
   То и дело пореезжаю деревянные мостики через речушки и ручьи, соединяющие бесчисленные озёра и болота:






в одной речушке случайно замечаю спрятавшиеся за гнилым пнём цветы белой кувшинки. Судя по всему я успел на самые последние дни этого чуда, если приглядеться – много уже повядших цветоносов, а листья все изъедены какими-то насекомыми, но мне повезло застать цветение:


  
   Потихоньку начинает меняться рельеф, всё чаще дорога начинает змеиться вправо-влево, нырять в низинки и заставляет переключаться на пониженные передачи:



     Всё-таки хорошо, что на весь этот маршрут у меня была уйма времени. Конечно, спортсмены не поймут, кто-то даже может скорчить недовольную мину, но это прекрасно – останавливаться очень часто, сидеть на теплом бревне мостика, наблюдать размеренное течение речки со струящимися по поверхности плетьми водной травы и слушать тишину. А ведь там была абсолютная тишина. Пока едешь, в ушах свистит ветерок, под шинами шуршат мелкие камешки, но стоит остановиться, успокоить дыхание и замереть – тишина такая, что уши закладывает. Очень-очень редко, где-то вдалеке слышна одинокая птичка, но в основном ни звука. Разве что попадётся особенно резвый ручей поблизости, который нарушает безмолвие своим журчанием:



особенно обалденной красоты вот такие мелкие ручьи. Камни поросшие мхами, что косичками полощутся в потоке воды – зрелище сказочное:


А вода ледяная и прозрачная, уже привычно коричневая. Во влажном воздухе вспотеешь вот так и потом чертовски хорошо освежиться в таком ручейке. Освежишься, сядешь на поваленное дерево или бортик моста, глядь, а рядом куст малины! Тут тебе и лёгкий перекус. Воистину, Карелия – богатая земля и уж что-что, но от голода смерть здесь не грозит.

   Между тем, биологические часы волгоградца начинают требовать ночлега. В самом деле, время-то уже шестой час. Но решаю ехать, пока не попадётся удачное место для стоянки. И вот замечаю в кои-то веки тропу, резко уходящую прям в чащу и решаю её разведать. Предварительно глянул в навигатор, рядом есть озеро крупное, вероятно тропка идёт к нему:



вначале еду по тропе, но через пару сотен метров она сужается настолько, что приходится продираться через цепкие и колючие хвойные лапы, чертыхаясь и поминутно снимая с лица паутину. А по бокам от тропы натурально непроходимая чаща. Плотный подлесок, под ногами кочки и камни, заросшие бархатистыми мхами:


и всё это переплетено ягодным ковром. Я поначалу-то и не заметил, ну растёт под ногами плотная травища, у нас допустим это пырей и прочие сорняки, а здесь своя, местная. А уже позже, когда немного утихомирился, глянул, отвернул мелкие листики – ба! да это ж сплошная черника и, вроде бы, водяника! Второй правда поменьше и на тот момент я не был уверен в названии, поэтому ограничился несколькими ягодами, а уж черники наелся от души! Неудобно только, надо на карачках лазить.
     Это был первый раз, когда я ушел с широкой дороги в густой лес и по-настоящему ощутил мандраж. В гуще леса, и без того тихого, царит абсолютное, практически осязаемое густое гнетущее молчание. Когда ты с непривычки один, внутри тебя начинают выползать доисторические страхи. Ты всматриваешься в эти непролазные заросли, но взгляд теряется в хитросплетении ветвей, листьев. Где-то вдруг чудом продравшийся узкий лучик света попадает на колышущуюся паутину и ты как будто улавливаешь лёгкое движение... а, нет, показалось... вдруг слух замечает еле слышный треск веточки, что это? Отвалился и упал старый сук или кто-то тайком крадётся? Бррр, порой мурашки по коже бегут. 
       Бывалый охотник, сборщик ягод или местный рыбак, читая эти строки, наверняка усмехнётся, но у впервые оказавшегося здесь степного жителя чувства почти наверняка будут такие. Даже ночёвка в Волго-Ахтубинской пойме может иной раз слегонца пощекотать нервы, хотя там боишься на подсознательном уровне в первую очередь всяких людишек, а в лесу – чего угодно. Разумеется, речь про единоличное пребывание. Вдвоём и более, ощущения совершенно другие.
     Под конец тропинка совсем потерялась, но сквозь стену леса уже просматривалось небо и я вышел на маленький мысок, выдающийся в озеро Большое Кулёмино:



красота, ну просто неописуемая! И уж тем более не переданная моими синюшными фоточками, блин... Девственная зелень под ногами, многочисленные островки на озере, берег усеянный вылизанными водой камнями, лёгкий ветерок хоть немного, но сдувает назойливых комаров. Впрочем, комаров совсем мало, в основном досаждали слепни и чуток мошки. Оделся я лишь часов в восемь-девять вечера, когда стало невмоготу, а репелленты я не люблю, пользую их когда уж совсем жопа.
  Пока готовился кипяток для заварки самодельной "сублимированной" еды, поставил гамак, расчехлил спиннинг:


озеро изобиловало рыбой, я даже вытянул три окушка, ещё пара сорвались и не успел подсечь щучку, кинувшуюся и хапнувшую блесну буквально из подножных камней. Да уж, сказывается потеря сноровки, ведь за последние несколько лет на рыбалке я был... по пальцам одной руки пересчитать, а вот раньше... Но я не расстроился. Готовить рыбу мне не хотелось, спиннинг я взял для проформы, потому как знал, что иначе бы грыз локти без него. Собственно, рыб я всех сразу и отпускал. 

      Долгий день пошёл на исход. В одиннадцатом часу солнце нехотя стало закатываться за верхушки елей, а я, периодически озираясь по стремительно темнеющему лесу, на всякий пожарный решил перестраховаться и заныкать еду. Вот вы хихикаете, но даже в родной Волго-Ахтубинской пойме я лично дважды наблюдал наглых мышей, без стеснения деловито обследующих моё шмотьё, в паре метров от меня. У коллеги лисица утащила из под носа садок с рыбой и раскидала вещи на стоянке. А тут хз кто может бродить, пока я буду спать. Остаться без еды, а то и без одной сумки, мне не улыбалось, поэтому я предпочёл перестраховаться. Подседельную сумку, в которой ехал провиант, завернул в дождевик (мало-ли, вдруг погода решит внезапно поменяться), привязал паракордом и поднял на берёзу метра на четыре:


ну а что? Вам повод повеселиться, а мне лишнее успокоение :) С тем и улёгся. Традиционно почитал книгу перед сном, часто глядя на гладь озера сквозь сетку покачивающегося гамака, уснул...

     Пробуждение в, как я позже глянул на мобильник, час ночи, было резким, отрезвляющим и сопровождалось спонтанным производством пары кладок превосходного облицовочного кирпича. Звук, который меня разбудил, передать сложно. Это знаете, как если исподтишка дёрнуть одноклассницу за косичку или дать ей пинка, уж простите, но более ничего похожего в голову не пришло. Эдакий полувизг или полувой... вроде бы и звериный, а в первое мгновение спросонья я лишь на волка подумал, но в то же время и не похоже на волка вовсе, да и вообще ничего похожего мне слыхать не приходилось. Короче, пялился я в ночные сумерки, пялился, прислушивался, но больше ничего не повторилось. Стерев холодный пот и расстегнув спальник – жарковато стало – уснул опять. Снов мне не снилось, ведь прошедший день разве не сон?


Комментариев нет:

Отправить комментарий